Галерея ореховских художников: Константин Иноземцев

Галерея ореховских художников: Константин Иноземцев
ночная набережная.jpg
Фото: inorehovo.ru
Орехово-зуевского художника Константина Иноземцева назвали в честь отца, имя Константина Денисовича Иноземцева в мире живописи хорошо известно, а уж в Астрахани, откуда он родом, его знает каждый: фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную, в 1947 году поступил в Пензенское художественное училище, был любимым учеником, а потом и близким другом знаменитого российского художника Ивана Горюшкина-Сорокопудова, но если бы его сыну в школьные годы сказали, что тот пойдет по стопам отца, юноша бы сильно удивился и даже, наверное, возмутился

К живописи был равнодушен

— Мои родители, — вспоминает Константин Константинович, — были очень дружной и органичной парой. Моим воспитанием занималась в основном мама. Она же взяла на себя все домашние хлопоты, давая отцу возможность полностью отдаваться творчеству, которое он любил до самозабвения. А мне тогда почему-то казалось, что папа занимается очень несерьезным делом. Он часто брал меня с собой на этюды, но я совершенно не интересовался, что он пишет, мне было куда интереснее ловить рыбу. Помню, однажды отца приняли за шпиона: он писал железнодорожный мост через Волгу, и охране, которая на нем дежурила, это показалось подозрительным. Его задержали. Потом, слава богу, разобрались и отпустили.

— Неужели у вас даже не возникало желания попробовать себя как художник?

— В старших классах я учился в художественной школе, мне нравилось заниматься творчеством, но сама по себе живопись мало интересовала.

Когда ближе к окончанию школы перед Константином-младшим встал вопрос, кем быть, он остановил свой выбор на Абрамцевском художеством училище, где в 1964 году впервые проходил набор на отделение керамики. Здесь стоит отметить, что в семье Иноземцевых все мужчины были творческие и, что называется, с руками. К примеру, его дед был талантливым краснодеревщиком: мог смастерить не только любую мебель, но даже самую настоящую карету.

Керамическое дело Константину понравилось, да и глина его полюбила, становилась в его руках податливой и сговорчивой. Но, увы, работать с нею ему оказалась не судьба. Уже после распределения при прохождении в военкомате медкомиссии у молодого человека обнаружили серьезные проблемы с легкими. Приговор врачей был однозначен: оставаться на керамическом производстве — значит, нанести непоправимый вред здоровью.

Все началось с обкома

Константин вернулся домой, в Астрахань, и устроился художником-оформителем при библиотеке в местный обком партии. Работал с удовольствием, а в свободное время занимался тем, что оформлял титульные листы для дипломных работ детей партийных боссов. И так у него красиво получалось, что от желающих получить титульник «от Кости Иноземцева» просто отбоя не было. Денег, правда, не платили, но и на дармовщину труд молодого художника не использовали, расплачивались коробками конфет и шампанским. И вот что интересно: именно тогда, за таким, казалось бы, незатейливым делом, у Константина вдруг начал просыпаться интерес в живописи. И не просто просыпаться, а расти и требовать, чтобы «дремавший»до поры до времени талант нашел достойное применение.

— Решение поступать в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова, знаменитую Строгановку, пришло само собой, — рассказывает мой собеседник. — Поступил легко, с первого раза. Учеба захватила моментально, нравилось абсолютно все. У нас подобрался очень интересный и творческий курс, мы с радостью использовали каждую возможность себя проявить и хватались за любую работу. Моя специальность — оформление интерьеров, то есть я, говоря современным языком, дизайнер.

— И много интерьеров довелось оформить?

— В советские времена от заказов отбоя не было. После окончания Строгановки остался в Подмосковье, работал художником монументально-оформительского цеха при Орехово-Зуевском отделении Союза художников. Самый масштабный проект, который довелось реализовывать, это оформление фасада и внутренних помещений института микробиологии в Вольгинском. Из менее масштабных, но не менее интересных — это изготовление витражей и мозаичных композиций для жилых зданий, промышленных предприятий и госучреждений.

— Сейчас вы работаете именно как живописец. Когда начали серьезно заниматься живописью?

— Здесь со мной произошла интересная и даже отчасти мистическая история. От Союза художников в 1984 году мне выделили мастерскую, в которой раньше работал наш знаменитый скульптор Николай Павлович Пустыгин, автор памятников Пушкину, Горькому, Маяковскому, Дзержинскому в Орехово-Зуеве. Незадолго до этого Николай Павлович скончался, и когда я переехал в его мастерскую, то сразу почувствовал, что атмосфера здесь какая-то особенная. Есть такие места, про которые говорят: намоленные. Вот и здесь (во всяком случае, мне так показалось) царила потрясающая энергетика творчества. И как-то само собой пришло желание серьезно заняться живописью. В 90-годы, когда рухнула система госзаказов и начался всеобщий разгром, живопись меня здорово выручала: я отвозил свои работы в художественный салон, где они хорошо продавались,   на эти деньги и жили.

Ночная набережная

Картина для президента

Для вашего отца знаковой стала встреча со знаменитым художником Горюшкиным-Сорокопудовым. А в вашей жизни случались встречи, которые оставили особенно глубокий след?

— Одной из таких встреч я бы назвал знакомство с удивительным человеком и большим энтузиастом, художником Владимиром Николаевичем Анисимовым. Все началось с того, что я получил приглашение от Анисимова принять участие в творческой экспедиции по Гангу: как потом оказалось, он увидел мои работы, и они его заинтересовали. Но я, честно говоря, поначалу не воспринял это предложение всерьез, даже мелькнула мысль, что здесь кроется какое-то мошенничество. Через некоторое время мы случайно встретились в одной из галерей Москвы, и Владимир Николаевич снова завел разговор про поездку в Индию. А я ему в ответ (даже не знаю, кто в этот момент тянул за язык) говорю: «Готов принять ваше предложение, но при одном условии. Поскольку я человек русский, родился и вырос на Волге, есть у меня давняя мечта пройти великую реку от Астрахани до Москвы. Если вы организуете такое путешествие, потом я буду готов ехать с вами в Индию». Анисимов ответил, что идея ему понравилась, и он обязательно над ней подумает, а спустя некоторое время я, к своему великому удивлению и восторгу, получил от него приглашение принять участие в творческой экспедиции по Волге. Это была незабываемая поездка — и в плане впечатлений, и в плане общения, и, конечно же, в плане творчества.

— А в Индию-то вы потом поехали?

— Поехал, только не в Индию, а в Индонезию, где провел почти месяц. Это было в 2003 году. В Джакарте, в Национальной галерее Индонезии, проходила организованная Владимиром Анисимовым выставка современных российских художников. От Орехово-Зуевского отделения Союза художников в ней принимали участие я и Заслуженный художник России Геннадий Сорокин, ныне, к сожалению, его уже нет на этом свете. Это была редкая удача. Наши художники тогда выполняли не просто творческую миссию, но и политическую: одна из главных целей выставки было налаживание пошатнувшихся до этого отношений с Индонезией. На церемонии открытия присутствовала тогдашний президент Республики Индонезия госпожа Мегавати Сукарнопутри. Я не просто имел честь с ней пообщаться, но и оставить память о себе: в качестве подарка для президента организаторы выставки выбрали именно мою картину. Надеюсь, что скромный дар от российского художника ей понравился.

— Это правда, что вы внесли свою лепту в восстановление разгромленной Национальной картинной галереи в Афганистане?

— В первую очередь это, конечно, заслуга Владимира Анисимова. Он тогда бросил среди российских художников клич передать в дар афганскому народу по несколько картин для галереи. В числе первых, кто откликнулся на этот призыв, были мы с Геннадием Сорокиным.

Талант не знает зависти

— Что означает для вас понятие «свобода творчества»?

— Именно свобода. Свобода от всего, и в первую очередь от результата. Лично я никогда не переживаю за то, каким окажется итог моего творческого процесса. А когда ты не боишься, что у тебя может что-то не получиться или кому-то это не понравится, ты начинаешь творить легко и свободно.

— Что для вас самое главное в творческом процессе?

— То удовольствие, которое я получаю. Мне интересен именно сам процесс и, если честно, сейчас уже мало волнуют деньги, которые я могу получить за картину. Именно поэтому я делаю только то, что нравится и к чему лежит душа.

— Какого жизненного принципа вы стараетесь придерживаться?

— Радоваться жизни. Причем радоваться не только за свои успехи, но и за успехи других. В том числе и коллег по творчеству. Среди них много интересных и талантливых людей. Мы любим собираться у кого-нибудь в мастерской, поговорить, что называется, за жизнь. Помогаем друг другу в оформлении выставок. Я вообще стараюсь принимать самое активное участие в жизни нашего, Орехово-Зуевского, отделения Союза художников, с большим удовольствием езжу на коллективные пленэры и в творческие экспедиции,— словом, живу активно.

— Какие качества, на ваш взгляд, обязательно должны быть присущи талантливому человеку?

— Доброта и отсутствие зависти. Я убежден: озлобленные и вечно недовольные жизнью люди — бездарности. Считаю, что по-настоящему талантливый человек не может быть злым и не может завидовать другим. Однокоренное к слову «зависть» – это зависимость. От чего угодно: материальной выгоды, собственного настроения, чужого мнения, чужого успеха… А там, где есть зависимость, не может быть истинного творчества.

Ольга Красавина.

Для справки:

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (5 ноября 1873 — 29 декабря 1954) — русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943). Работы Горюшкина-Сорокопудова находятся во многих музеях России, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее. В Пензенской картинной галерее хранится свыше 200 его произведений.

Владимир Николаевич Анисимов — художник декоративно-прикладного искусства, живописец, график. Президент Российско-Индийского Клуба искусств им. Рерихов и «Бюро творческих экспедиций», общественной организации художников, которая занимается разнообразной деятельностью – от экспедиций и выставок до ремонта в имении Рериха и реставрации мировых шедевров. Участники «Бюро творческих экспедиций» под руководством Владимира Анисимова побывали в многочисленных поездках по Индии, Кубе, Афганистану, Египту, Кувейту, островам Индонезии, Сингапур у, Королевству Камбоджа , Таиланд у, Лаосу, Вьетнаму, Республике Филиппины и другим странам, где создали много новых творческих работ, достойно представляли российское искусство на зарубежных выставках. Участники «Бюро творческих экспедиций» восстановили имение Н. К. Рериха в Индии и Национальную картинную галерею в Афганистане.

 
По теме
Всероссийская конференция «Музей и коллекционер» состоялась в Химках. Около 20 искусствоведов Москвы и Подмосковья обсудили вопросы взаимодействия в химкинской картинной галерее.
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа В преддверии выборов Президента Российской Федерации в библиотеке д.Головково была оформлена информационная выставка «Мы - за будущее нашей страны: выборы-2024».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа
«Крым — путешествие во времени» - Город Зарайск «Крым — путешествие во времени»   В рамках празднования 10-й годовщины воссоединения Крыма с Россией в Зарайской детской библиотеке прошло мероприятие «Крым — путешествие во времени».
Город Зарайск
До свидания, зима! - Администрация Наро-Фоминского г.о. Отмечать завершение масленичной недели – для Наро-Фоминска это уже ежегодная традиция.
Администрация Наро-Фоминского г.о.
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа Масленица - это шумные проводы зимы и радостная встреча весны,  яркий,  захватывающий и вкусный  русский  праздник.
ЦБ Наро-Фоминского городского округа